Экскурсии
Театр королевского балета Ангкор
Посетители Сием Рипа после знакомства с величественным древним Ангкором с удовольствием идут смотреть национальные кхмерские танцы. Кхмерский королевский балет считается одним из чудес мировой культуры. И не случайно. Обращают на себя внимание выверенные, отточенные движения танцовщиц. Девочки с детства занимаются растяжкой суставов, чтобы надолго замирать в различных позах во время танца или, например, ритмично двигаться в такт медленной музыке. Невероятно, но факт – каждая роль в королевском балете разучивается танцовщицами в течение 10 лет! Неповторимые костюмы кхмерского королевского балета имеют многовековую историю. Мало кто из туристов устоит перед соблазном сфотографировать грандиозное действо. Танцовщицы обычно не возражают, поэтому у вас есть все шансы пополнить свою коллекцию фотографий частью древней культуры Камбоджи.
В Камбоджийских храмах сохранились надписи 7 века нашей эры, где упоминаются имена танцовщиц, певцов, музыкантов. Искусство танца в Камбодже считалось священным, на барельефах храмов танцовщицы часто изображались в виде небесных дев-апсар. Сохранились также настенные изображения музыкантов и шутов-скоморохов.
В современной Камбодже также существуют три главных вида театральных представлений: камбоджийский Королевский балет (основная форма театр представлений), театр теней и народный театр.
Труппа Королевского балета использует традиции средневекового балета Камбоджи периода Ангкора, исчезнувшего вместе с ангорской культурой в 15 веке и возродившегося лишь век спустя в Сиаме (в течение последующих столетий назывался сиамским балетом). Исполнителями этого балета в то время были представители народности Таи в национальных костюмах.
Танцы сопровождались хоровым пением. Тексты хоровых баллад исполнялись на тайском языке. В начале 20 века был введён в употребление кхмерский язык.
Основой сюжетов представлений камбоджийского балета являются древние легенды и сказки. Популярен камбоджийский вариант индийского эпоса «Рамаяна», камбоджийская сказка о принце Преах Санг, который пожертвовал красотой ради бедных и обездоленных и стал безобразным существом Нгос. Известно около тридцати традиционных сюжетов представлений. В последнее время делаются попытки внести в танцы элементы современности.
Танец пожеланий (The Wishes Dance) - этим танцем обычно открываются представления. Танцоры желают вам приятного время проведения.
Танец с кокосом (Coconut Shells Dance) - придуман жителями Свай Ринга. Он рассказывает о взаимоотношениях молодых людей. Если парень обижает девушку, то она отгоняет его при помощи кокосовых орехов.
Танец Римпика и Чуплика (The Reamleak and Chupleak Dance). Римлик - кхмерский про¬тотип Рамаяны, очень популярный в Камбодже. Римлик и Чуплик, сыновья Рамы, борются с королём обезьян Хануманом.
Танец рыбаков (The Fishing Dance). Рыбная ловля очень популярна в Камбодже. В этом танце изображаются рыбаки и способы, которыми они ловят рыбу. Одним из инструментов рыбной ловли являются большие бамбуковые корзины.
Танец Апсары (небесной нимфы) (The Apsara Dance). Если вы хотите узнать Камбоджу - посетите Ангкор Ват, а если вы хотите узнать кхмеров - то посмотрите на улыбку 4-ликого Байона, но если вы хотите узнать камбоджийских женщин - посмотрите танец Апсары.
Танец павлина (The Peacock Dance). На камбоджийско-тайской границе есть город Пай-лин, рядом с которым добывают драгоценные камни. Жители зарабатывают на жизнь в шахтах. В свободное время они любят смотреть на павлинов, которые у них ассоциируются с красотой, свободой и беззаботностью.
Представление камбоджийского балета состоит из ряда отдельных хореографических эпизодов. В оркестре (пипхат) - 10 музыкантов (исключительно мужчины), которые играют на народных инструментах (сражай - деревянная флейта высокого тембра, сампхо - барабан, помещаемый на коленях, скортхомл - большой барабан, обтянутый буйволиной кожей, ронеат- своеобразный ксилофон, ронеат тхунг - ксилофон с более низким звучанием, ронеат дек - ксилофон с металлич. клавишами, конг тхом - ударный инструмент, состоящий из шести бронзовых цимбал, по которым ударяют деревянным молоточком, и др.).
В пении хора, сопровождающего танец, излагается сюжет сценки. Хор состоит из женщин, которые сидят на циновках около оркестра. Во время оркестровых пауз солистка сообщает содержание очередного отрывка. Хор в унисон повторяет во время действия эту мелодию и слова. Одна из хористок отбивает ритм двумя палочками, ударяя их друг о друга.
Камбоджийские танцы традиционны. Каждый жест имеет определённое символическое значение (открытая ладонь, четыре пальца, прижатые друг к другу, и согнутый большой, касающийся основания указательного - означает торжество победы; тот же жест, но с отведённым в сторону большим пальцем символизирует удивление, сосредоточенность или молитву и т. д.). Основная позиция камбоджийского танца - прямой корпус, слегка откинутый назад, голова неподвижна, ноги согнуты, колени разведены широко в стороны, ступни вывернуты наружу, пальцы ног изогнуты вверх, ладонь загнута под прямым углом к руке, а рука резко переломлена в локте. На этой позиции основаны все позы и движения танца Камбоджи. Строгим правилам подчинено сценическое движение. Оно редко проходит по прямой линии. Танцовщицы движутся с согнутыми коленями, вывернутыми ступнями, в то время как руки, находясь в основной позиции, движутся вперёд и назад, как при ходьбе. Длина шага определяется длиной ступни: пятка приставляется к носку.
Все роли исполняются женщинами. В труппе есть только 2 танцовщика-мужчины, исполняющие роли демонов, шутов и зверей. Костюмы яркие и живописные. Каждый герой спектакля носит определённую маску (Брахма появляется в жёлтой маске с 4 лицами, Индра - в зелёной маске, Лакшмана - в золотой и т. д.). Женские роли исполняются без масок, лицо покрывается густым белым гримом, на котором выделяются ярко наведённые кармином губы и чёрные брови.
Выступления для широкого зрителя организуются обычно по праздникам. Во многих городах Камбоджи создавались труппы, подражавшие Королевскому балету, но они не сохранились. Балет Камбоджи гастролировал во Франции (1908), в КНР и Югославии (1950).